Общая характеристика интеллектуальной транспортной
системы региона
Анализ и синтез сложной системы, к которым, несомненно, относится транспортная система региона, подразумевает использование системного подхода. Интеллектуальная транспортная система как сложная система характеризуется следующими особенностями:
• наличие большого числа взаимосвязанных между собой элементов;
• многомерность и иерархичность системы, обусловленная большим числом связей между элементами;
• целостность (эмерджентность) системы;
• многокритериальность, обусловливаемая имманентностью (несовпадением) целей отдельных элементов системы;
• многофункциональность элементов системы;
• управляемость;
• сложность информационных процессов.
С позиций структурно-функционального подхода ИТС можно определить как единство структуры, функций и целостности. Структура характеризует элементы ИТС и их взаимодействие. Функции определяют природу связей между элементами и поведением ИТС. Целостность выражает взаимозависимость структуры и функций ИТС и проявляется в наличии у реальной системы таких свойств, которые не присущи отдельным ее элементам и не выводимы из свойств этих элементов и способов их соединения.
Интеллектуальная транспортная система города, представляет собой сложноорганизованную систему, характеризующуюся интегральным взаимодействием следующих факторов:
• ИТС является сложной динамической иерархической и стохастической системой, состоящей из многочисленных взаимодействующих и взаимосвязанных распределенных компонентов;
• ИТС представляет собой синергию транспортных, материальных, информационных, финансовых и др. потоков и процессов, образующих адаптивную систему, включающую объект и субъект управления;
• при формировании транспортной инфраструктуры региона должна использоваться интегральная парадигма логистики, реализующая общую стратегическую или оперативную цель функционирования компонентов системы при оптимальном использовании в системе транспортных, материальных, финансовых, информационных и трудовых ресурсов и согласовании локальных критериев функционирования компонентов ИТС с глобальной целью оптимизации. Целевая функция оптимизации при этом является, как правило, многокритериальной;
• управление ИТС региона не может быть полностью формализовано (а, следовательно, алгоритмизировано), что вызывает необходимость построения комплекса формализованных моделей и неформальных (эвристических) процедур и представлений;
• информационно-компьютерная поддержка функционирования ИТС должна охватывать как можно большее количество объектов и процессов управления.
Логистический подход требует развития соответствующих методик и математического аппарата, основанного на методологии системного анализа. При этом актуальными становятся постановка и решение задач в области структурного синтеза сложных систем со слабо формализуемыми внутренними связями.
Синергетический эффект при проектировании ИТС проявляется в форме организационно обусловленного перехода от имманентности к синергии за счет расширенной системной и функциональной интеграции:
• постановка проблем организации движения и перевозок;
• функциональные требования пользователей и государства;
• разработка концепции функционирования ИТС;
• определение функциональных возможностей ИТС;
• транспортная, экономическая, информационная логистика;
• разработка управленческих решений по интеграции ИТС;
• функциональная, институциональная, временная интеграция, интеграция баз данных;
• развитие подсистем в каждой функциональной группе;
• интеграция информационных потоков между подсистемами;
• реализация конкретных функций ИТС.
ИТС является синтезом субъектов и объектов логистического управления, экономически и функционально обособленных, со своими организационно-функциональными структурами и локальными критериями оптимизации функционирования, которые в общем случае могут не совпадать с глобальной целью функционирования ИТС.