Назначение и устройство раздаточной коробки ГАЗ-66

Для повышения проходимости автомобилей все их мосты делают ведущими. На таких автомобилях, кроме коробки передач, устанавливается раздаточная коробка, назначение которой состоит в том, чтобы передать крутящий момент от двигателя равномерно ко всем ведущим мостам. В раздаточной коробке имеется понижающая передача для увеличения усилий на ведущих колесах и устройство для включения и выключения переднего ведущего моста. Одна из раздаточных коробок изображена на рис. 8 (автомобиль ГАЗ-66).

От коробки передач движение при помощи карданной передачи передается через фланец на ведущий вал / раздаточной коробки. На ведущем валу на шлицах установлена шестерня прямой и понижающей передач 2. На промежуточном валу 4 жестко закреплена шестерня понижающей передачи 8 и на шлицах установлена передвижная шестерня 5 включения переднего моста. На валу привода переднего моста 7 на шлицах неподвижно закреплена шестерня.

Передний мост включается перемещением передвижной шестерни промежуточного вала назад. При прямой передаче шестерня ведущего вала по шлицам перемещается назад, и ее зубья входят в зацепление с внутренними зубьями шестерни ведомого вала. Понижающая передача включается перемещением шестерни ведущего вала вперед, при этом зубья входят в зацепление с шестерней промежуточного вала.

Рис. 8. Раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-66:

/— ведущий вал; 2 — шестерня включения прямой и понижающей передач; 3— вал привода заднего моста; 4 — промежуточный вал; 5 — шестерня включения переднего моста; 6 — картер; 7—вал привода переднего моста; 8—шестерня понижающей передачи.

Механизм переключения передач размещен на крышке и состоит из двух ползунов и вилок, которые приводятся в действие от двух дополнительных рычагов в кабине водителя. Перед включением понижающей передачи в раздаточной коробке необходимо включить передний мост, иначе передача не включится.

Для того чтобы не включить низшую передачу раздаточной коробки, когда выключен передний мост, в отверстии корпуса установлено блокирующее устройство с двумя штифтами и пружиной. Это устраняет возможность перегрузки заднего ведущего моста большим крутящим моментом при включении понижающей передачи раздаточной коробки.

Передний мост может быть включен без понижающей передачи. Для удержания шестерен во включенном или выключенном положении применяются шариковые фиксаторы.

На трехосном автомобиле ГАЗ-66-

с приводом на все колеса ' установлена раздаточная коробка с двумя передачами, прямой и понижающей. Передний мост включается автоматически электропневматическим клапаном при включении понижающей передачи в раздаточной коробке. При включении прямой передачи передний мост выключается принудительно переключателем, установленным на переднем щитке приборов. Включение переднего моста сопровождается загоранием контрольной лампы на щитке приборов.

В раздаточных коробках трехосных автомобилей Урал-375Д и КрАЗ-255Б установлен межосевой дифференциал, распределяющий подводимый к нему от двигателя через коробку передач крутящий момент между средним и задним ведущими мостами. Раздаточная коробка этих автомобилей двухступенчатая, с высшей и низшей передачами.

Для смазывания коробки передач и раздаточной коробки применяют специальные трансмиссионные масла, рекомендуемые в заводских инструкциях (например, ТАп-15, ТА-10 и др.). Эти масла обладают повышенной вязкостью и низкой температурой застывания.