Показатели использования основных производственных фондов

Основными показателями, с помощью которых осуществляется оценка эффективности использования ОПФ являются следующие:

ондоотдача;

фондоемкость;

рентабельность ОПФ;

соотношение темпов роста производительности труда и фондовооруженности работников.

Фондоотдача является основным показателем эффективности использования ОПФ. Фондоотдача рассчитывается по формуле:

ФО=ТП/ОПФ,

где: ФО – фондоотдача в анализируемом периоде, грн./грн.;

ТП – выпуск товарной продукции за анализируемый период.

Эффективному использованию фондов соответствует увеличение фондоотдачи. Величина фондоотдачи может различаться в зависимости от отрасли, в которой работает предприятие, и технологии, которую оно использует. Показателем, обратным фондоотдаче, является фондоемкость:

ФЕ=ОПФ/ТП,

где: ФЕ – фондоемкость продукции предприятия, грн./грн.

Рентабельность основных производственных фондов отражает прибыльность их использования и рассчитывается по формуле:

Ропф = П/ОПФ,

где: Ропф – рентабельность основных производственных фондов, грн./грн.;

П – прибыль предприятия.

Для расчета показателя рентабельности могут использоваться различные виды прибыли (прибыль от операционной деятельности; прибыль от основной деятельности; чистая прибыль, т.е. прибыль после налогообложения и т.д.). Выбор определенного показателя прибыли осуществляется предприятием исходя из экономической обоснованности и оценки тесноты связи между ОПФ и видом деятельности предприятия, от которого получена прибыль. В целом рекомендуется для расчета рентабельности использовать показатели прибыли от операционной деятельности и чистой прибыли.

Другим показателем, характеризующим эффективность использования фондов с точки зрения ее прибыльности, является рентабельность производства:

Рпр=П/(ОПФ+НОС)

где: Рпр – рентабельность производства;

НОС – средняя величина нормируемых оборотных средств.

Кроме указанных показателей, для оценки эффективности использования фондов также используют коэффициенты вооруженности труда работников основными производственными фондами:

фондовооруженность одного работника:

ФВ=ОПФ/Ч,

где: ФВ – фондовооруженность одного работника;

Ч – численность работников;

техническую вооруженность одного работника:

ТВ=ОПФа/Ч,

где: ТВ – техническая вооруженность одного работника;

ОПФа – среднегодовая стоимость активной части ОПФ;

машиновооруженность одного работника:

МВ=ОПФм/Ч,

где: МВ – машиновооруженность одного работника;

ОПФмо – среднегодовая стоимость машин и оборудования.

Для оценки эффективности использования фондов может также определяться соотношение темпов роста производительности труда и фондовооруженности работников. Значение данного соотношения, которое превышает уровень 1, свидетельствует об эффективности использования фондов.

Основными направлениями повышения эффективности использования фондов, являются следующие:

широкое внедрение достижений НТП;

ускорение освоения новых, более производительных производственных мощностей;

ликвидация структурных диспропорций и узких мест;

увеличение доли активной части фондов в общей их величине;

улучшение физического состояния фондов за счет совершенствования организации и проведения их ремонтного обслуживания;

улучшение использования оборудования во времени;

повышение надежности, долговечности, ремонтопригодности фондов.

Расчет элементов остойчивости и посадки судна при бункеровке
Таблица 1 - Исходные данные Наименование, единицы измерения Обозн. Значение Длина судна, м L 100 Ширина судна, м B 18.23 Осадка судна, м T 4 Коэффициент общей полноты корпуса δ 0.674 Коэффициент полноты ватерлинии α 0.768 Поперечная метацентрическая высота, м h 0.4 Продольная метацентриче ...

Определение консольных сил
Консольная нагрузка вызывается муфтами, соединяющими двигатель с редуктором и редуктор с рабочей машиной. Консольная сила от муфты определяется по формулам: На быстроходном валу FМ1, Н: (1.5.1) где Т1 – вращающий момент на быстроходном валу, Н∙м На тихоходном валу FМ2, Н: (1.5.2) где Т2 – вра ...

Понятие и сущность транспортной логистики
Развитие логистики оказало существенное влияние на транспортную политику и структурные изменения в характере деятельности предприятий данной отрасли, которая в конце 1970-х гг. превратилась в своего рода узкое место в экономике промышленно развитых стран. Ее относительно низкая эффективность была о ...