Рынок грузового транспорта России

Страница 1

Российское автомобилестроение сегодня – это 243 предприятия, примерно 800 тысяч работающих, а совместно со смежными отраслями 10 млн. занятых, это 240-250 млрд. рублей продукции, примерно 5% налоговых поступлений в бюджет государства. Совокупная емкость российского рынка грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн по итогам второго квартала 2009 года составила 7 822 единиц, что в 4,9 раза меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Емкость рынка во втором квартале текущего года по сравнению с первым кварталом снизилась на 2,3 процента. Емкость данного рынка по итогам всего первого полугодия составила 15 830 шт., что в 4,3 раза меньше по сравнению с первым полугодием 2008 года.

Автомобильная промышленность на протяжении 5 лет с 2003 года по 2007 год демонстрировала высокие темпы роста продаж грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн. В 2008 году в условиях глобального экономического кризиса размер продаж грузовой техники на рынке России снизился до 126 тысяч автомобилей, таким образом, падение составило 1,2% по сравнению с 2007 годом. В среднем за последнее пятилетие объем рынка увеличивался на 20% в год. В структуре продаж в 2008 году произошло увеличение доли подержанных иномарок до 23% с 20% в 2007 году. Это произошло за счет сокращения продаж российских производителей, чья доля продаж уменьшилась на 3% с 52% в 2007 году до 49% в 2008 году. В условиях наличия производственных ограничений у всех производителей России, СНГ и Европы при высоком спросе на рынке с января по сентябрь 2008 года неудовлетворенный спрос активно замещался подержанным импортом. Благоприятная конъюнктура на российском рынке грузовых автомобилей, превышение спроса над предложением, что наблюдалось со второй половины 2006 до середины 2008 года.

Это привело к следующим тенденциям: появлению в отрасли новых конкурентов, а также роста импорта грузовых автомобилей; расширению товаропроводящих сетей производителей; организации в России новых сборочных производств и созданию мощностей по производству грузовых автомобилей иностранных компаний.

С нарастанием кризисных тенденций в четвертом квартале 2008 года произошел спад спроса на грузовые автомобили в отраслях, потребляющих отечественные автомобили: – строительство, добывающие отрасли, коммерческие перевозки технологических грузов, химическая промышленность, металлургия. При этом спрос на магистральные седельные тягачи иностранного производства снижался менее заметно, однако на конец первого квартала их продажи также существенно замедлились.

В автомобильной промышленности России происходят существенные изменения, определяемые общеэкономической ситуацией, мировыми тенденциями, государственным регулированием. В результате наблюдается существенное замедление темпов роста российского автомобильного рынка: в связи со сворачиванием программ автокредитования и автолизинга наблюдается резкое снижение объема продаж автомобильной техники; мировой кризис и снижение покупательной способности потребителей приводит к снижению цен на автомобили.

В будущем прогнозируется сокращение емкости рынка, смещение предпочтений потребителей в сторону недорогой автомобильной техники, обеспеченной необходимым уровнем сервисного обслуживания и недорогими запасными частями. Введение повышенных таможенных пошлин, девальвация рубля, исполнение госзаказа приведет к увеличению доли отечественных автозаводов на российском рынке грузовых автомобилей.

Так, уже в первом квартале 2009 года доля импортных автомобилей на российском рынке уменьшилась более чем в 2 раза, а доля самого крупного производителя грузовиков в России - ОАО «КАМАЗ» выросла с 28% до 51% в сравнении с 2008 годом, причем в первом полугодии текущего года составила 53,5%.

Для современной мировой автомобильной промышленности характерно усиление глобальной конкуренции (демпинг, привлекательное кредитование, высокое качество автомобилей и сервиса, торговля подержанными автомобилями).

Конкурентов российских производителей грузовой техники на зарубежных рынках можно условно разделить на три группы:

- Автозаводы стран СНГ (прежде всего МАЗ, КрАЗ и УРАЛ);

- Китайские и индийские производители (HOWO, SHANGSEE-MAN, FOTON, FAW, DONGFENG, TATA);

- Мировые лидеры (MAN, VOLVO, Toyota, Scania, DAF, IVECO).

Автомобилестроители известных европейских, американских и азиатских брендов, могущественные транснациональные корпорации, усиливают свое присутствие во всех странах мира. Однако КАМАЗ способен успешно конкурировать с ними в некоторых ценовых сегментах и на отдельных периферийных рынках.

Преимущества техники иностранного производства - качество сборки, экономичность, более длительный ресурс эксплуатации, что особенно важно в сегменте магистральных тягачей. Однако и у КАМАЗа есть ряд неоспоримых преимуществ по сравнению западными конкурентами. Грузовики КАМАЗ особенно востребованы в странах с тяжелыми дорожными условиями и относительно невысоким уровнем доходов населения.

Среди достоинств техники КАМАЗ не только цена автомобиля, но также ремонтопригодность, простота в эксплуатации.

Страницы: 1 2

Характеристика ЦРМ хозяйства
Республиканское унитарное предприятие «Мозырский авторемонтный завод» был построен в 1949 году в г. Мозыре. Завод специализируется на ремонте автомобилей ЗИЛ, ГАЗ, МАЗ и их агрегатов. В настоящее время РУП «Мозырский авторемонтный завод» производит капитальный ремонт двигателей автомобилей ЗИЛ-130, ...

Безопасность и экологичность проекта
В основной части дипломного проекта рассмотрены вопросы, связанные с модернизацией релейной защиты РУ-27,5 кВ тяговой подстанции Заудинск ВСЖД. Наличие на подстанции высоковольтного оборудования и значительных по величине токов определяет выбор темы, и содержание раздела "Безопасность и эколог ...

Мероприятия по охране труда и безопасности жизнедеятельности
Снижение производственного травматизма во многом зависит от того, в каком состоянии находится оборудование, используемые ремонтными рабочими при техническом обслуживании и ремонте автомобилей. Поэтому применяемые станки и оборудование в течение всего срока эксплуатации должны отвечать требованиям Г ...