Организация рабочего места, как один из факторов влияющих на работоспособность водителей автотранспорта

Страница 3

3. Освещенность кабины, создаваемая светильниками общего освещения, должна составлять не менее десяти люкс (10 лк) на уровне щитка приборов. Освещенность шкалы приборов должна быть не менее 1,2 лк.

4. Конструкция и обустройство кабины должны отвечать требованиям не только внутренней информативности, но и эргономичности рабочего места водителя — свойства, характеризующего приспособленность кабины психофизиологическим и антропологическим особенностям человека. Эргономичность рабочего места зависит прежде всего от удобства сидения, расположения и конструкции органов управления, а также от отдельных физико-химических параметров среды в кабине. Комфорт в первую очередь – это чувство водителя при его управлении машиной. Дружественная к человеку конструкция кабины создает у него положительную эмоцию – комфортность рабочего места. В перечень свойств и объектов рабочего места, предопределяющих комфорт, входят:

1. Температура воздуха.

2. Состав воздуха.

3. Обстановка кабины.

4. Шум.

5. Вибрации.

6. Технические параметры удобства рабочего места.

Основным критерием в оценке комфортабельности рабочего места водителя является соответствие конструкции сиденья основным требованиям при управлении автомобилем. Должна быть предусмотрена возможность регулирования положения сидения по высоте и в горизонтальной плоскости для удобства работы и обслуживания органов управления. Как и другие узлы, связанные с работой водителя, оно должно быть устроено и размещено так, чтобы можно было не меняя позу воздействовать на органы управления автомобилем. Непродуманное размещение, неудобная конструкция кресла неизбежно приводят к падению производительности труда и к недовольству работника.

Широко известно, что водители грузового автотранспорта, страдают от заболеваний спины. Профилактика профессиональных заболеваний необходима и в социально-психологическом, и в материальном плане. Уже одни только издержки, связанные с пропуском рабочих дней и лечением сотрудников, делают оправданным приобретение ортопедического сиденья для водителя грузового автомобиля. Если исходить из принципа, что человек – водитель – главное звено машины, то в первую очередь требуется обеспечить ему на рабочем месте удобные (комфортабельные) условия.

Основными критериями оценки удобства сидения водителя являются:

- защита водителя от ударов и вибрации;

- регулировка удобного положения тела;

- создание удобства для рук;

- создание удобства для ног с учетом антропологических параметров водителя;

- ремни безопасности и безопасная конструкция сиденья;

- время настройки параметров сиденья под водителя;

- создание удобств для обзора и управления совмещение органов управления машиной с конструкцией кресла;

- защита водителя от потоотделения (подушки, спинки и ткань);

- подогрев сидения;

- оптимальная форма подушки;

- выделения вредных веществ;

- красивый внешний вид (дизайн).

Одним из условий достаточно высокой работоспособности водителя является удовлетворительный микроклимат в кабине. Имеющиеся системы вентиляции и отопления кабин автомобилей недостаточно предохраняют водителей от воздействия высоких и низких температур, не обеспечивают оптимальный микроклимат. В зависимости от температуры наружного воздуха температура внутри кабины может колебаться от 2 до + 48 градусов. Колеблется и относительная влажность воздуха в кабинах от 16 до 88% - она, как правило, меньше относительной влажности наружного воздуха. Отмечены сравнительно большие перепады температур между точками замера у головы и ног водителя, они еще больше усугубляют неблагоприятное влияние микроклиматических факторов на работоспособность водителей и состояние здоровья.

Параметры микроклимата и воздуха рабочей зоны должны соответствовать СанПиН № 11-10-94 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей» от 27.01.1994 г., которые устанавливают следующее:

- Системы вентиляции, отопления, теплоизоляции, кондиционирования и другие санитарно-технические системы должны обеспечивать в кабине автомобиля оптимальные (табл. 6.1) или допустимые (табл. 6 2. и 6.3) параметры микроклимата на рабочем месте водителя не позднее, чем через 30 мин. после начала непрерывного движения автомобиля с прогретым двигателем.

Таблица 6.1. - Оптимальные нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха кабинах автомобилей

Период года

Типы

автомобилей

Температура воздуха, °С

Относительная влажность,

Скорость движения воздуха, м/с

Холодный

Легковые

20-23

60-40

не более 0,2

и переходный

Грузовые, автобусы

18-20

60-40

не более 0,2

Теплый

Легковые

20-25

60-40

не более 0,2

Грузовые,

автобусы

21-23

60-40

не б-олее 0,3

Страницы: 1 2 3 4 5