Обеспеченность Башкортостана транспортной коммуникацией

Страница 1

По оценке уровня обеспеченности стран и регионов транспортной коммуникацией обращаются обычно к показателям сравнительной длины сети видов транспорта, к единице площади и к числу жителей. На каждые 1 тыс.кв.км территории РБ приходится 10,5 км железных дорог общего пользования, что более чем в 2 раза больше, чем по Российской Федерации, но на 27% ниже средней по европейской ее части (без слабо освоенного Северного экономического района), и намного меньше, чем в соседних регионах (за исключением Пермской области).

Лучше обеспечены железными дорогами центрально-прибельская, западная и зауральская части республики. Районы, самые отдаленные от железных дорог (на 60-80 и более км), образуют два значительных ареала, занимающих около 20% территории республики. Первый из них шириной в 50-60 км тянется по северу республики, по обе стороны от линии Верхне-Яркеево-Дюртюли-Бирск-Караидель-Больше-Устьикинское. Второй ареал максимального удаления от рельсовых путей охватывает южный сектор Башкирского Урала (Зилаирское плато). Указанные ареалы характеризуются слабой хозяйственной освоенностью и значительным отставанием от среднереспубликанского уровня социально-экономического развития. Большинство железных дорог РБ отличались до начала экономического кризиса большой грузонапряженностью, некоторые их участки работали без резервов пропускной и провозной способности. За 1990-1998 гг. плотность сети автомобильных дорог с твердым покрытием повысилась на 50,3% и достигла 150 км на каждые 1000 кв. км территории, что почти в 5 раз превосходит среднероссийские показатели. Обеспеченность территории РБ автодорогами почти в 2 раза выше, чем Пермской и Свердловской областей, но заметно ниже, чем Республики Татарстан, которая опережает нашу республику и по оснащенности территории рельсовыми путями. При этом необходимо подчеркнуть, что среди соседних регионов (за исключением Оренбургской области) РБ имеет значительно низкий удельный вес дорог с усовершенствованным (асфальтобетонное, цементобетонное, черное шоссе и черное гравийное) покрытием, ограничивающим использование большегрузных машин и автопоездов.

Автомобильные дороги с твердым покрытием распределены по территории республики весьма неравномерно. Ими лучше всего обеспечены районы, расположенные по среднему и нижнему течениям Белой, где средняя плотность дорог с твердым покрытием составляет 160-170 и более км на 1000 кв.км территории. Западные районы, для которых характерна плотность дорог в 150-160 км на 1000 кв.км территории, имеют среднюю обеспеченность. Недостаточно развита сеть автодорог в горно-восточной и северо-восточной частях республики, где на 1000 кв.км территории приходится 80-100 км автодорог с твердым покрытием.

По уровню обеспеченности внутренними водными судоходными путями РБ находится в относительно лучшем положении, чем Российская Федерация, Свердловская область и Удмуртская Республика,, но уступает Самарской, Пермской областям и особенно Республике Татарстан.

Сравнение РБ по обеспеченности территории магистральными трубопроводами (66,8 км на 1000 кв.км) и воздушными авиалиниями говорит в ее пользу.

Приведенные количественные показатели транспортной сети свидетельствуют в целом об отставании РБ по обеспеченности ею на фоне европейской части РФ (без ее Северного экономического района), имеющей примерно такую же степень хозяйственной освоенности, как наша республика, и на фоне большинства прилегающих регионов Урала и Поволжья.

Начавшаяся в конце 80-х гг. тенденция сокращения перевозок грузов и пассажиров продолжается. Это приводит к снижению интенсивности перевозок. Так, «за 1990-2000 гг. интенсивность перевозок грузов по РБ сократилась по железным дорогам с 37,2 до 22,3, автомобильным дорогам - с 0,3 до 0,1, внутренним водным судоходным путям с 8,2 до 2,9 миллионов тонно-километров на 1 километр длины путей, а интенсивность перевозок пассажиров снизилась по железным дорогам с 2392 до 1656, автомобильным дорогам - с 429 до 230, внутренним водным судоходным путям - с 146 до 52 тыс. пассажиро-километров на 1 км длины путей»3.

Снижение интенсивности перевозок вызывает снижение инвестиционной активности в транспортной системе. А это ставит под угрозу разрушения материальную базу транспортной системы: путей сообщения, постоянных устройств и подвижного состава. Для предотвращения таких последствий реализуются программы «Дороги России», «Развитие внутреннего водного транспорта», «Российская система транспортно-экспедиционного обслуживания» («Терминал») и др. В республике создан целевой внебюджетный дорожный фонд, за счет чего финансируется строительство автомобильных дорог. Немало делается также по поддержанию других видов путей сообщения в работоспособном состоянии.

Страницы: 1 2 3

Краткий обзор развития тормозов
железнодорожный автостоп электропневматический Изобретение пневматического, или, как часто его называют, воздушного пневматического тормоза относится к 1869 г., а автоматического – к 1872 г. Примерно в эти же годы появились электрические и электропневматические тормоза. В России в первые опыты с пн ...

Режим работы предприятия и годовые фонды времени
Режим работы ремонтной мастерской характеризуется количеством рабочих дней в году, количеством смен работы, длительностью смены в часах и равномерностью загрузки предприятия в течение года. Количество рабочих дней в году определяется: Nр.д. = 365-Nв-Nп, (2.23) Nр.д. = 366-52-9=305 где Nв – количест ...

Расчет интенсивности движения и состава транспортного потока на перекрестке ул. Карла Маркса и ул. 10 лет Независимости Казахстана
Разработка инженерных мероприятий по организации дорожного движения возможна лишь при информации о характере транспортных и пешеходных потоков и условиях, в которых происходит движение. На основе исследований дорожного движения и практики его организации выработаны многочисленные измерители и крите ...