Техническая эксплуатация автомобилей в сельскохозяйственном производстве

ый

Сельское хозяйство является одной из наиболее транспортоемких отраслей народного хозяйства. Затраты труда на транспортные работы от общей трудоемкости возделывания и уборки зерна составляют 30%, картофеля – 40% и кукурузы на силос – 70%. В среднем по сельскохозяйственному производству затраты на транспортные работы составляют 40...45%, а затраты на топлива до 50%.

В настоящее время транспортными работами занято 20...25% работников сельскохозяйственного производства.

Транспортные работы в сельскохозяйственном производстве выполняются по транспортным и транспортно-производственным процессам. Транспортные процессы включают операции погрузки, перевозки и разгрузки, а транспортно-производственные процессы включают еще и взаимодействие транспортных средств с сельскохозяйственными машинами (комбайнами, косилками и др.), т.е. участие их в производственных операциях внесения в почву удобрений, уборки урожая, раздачи кормов и др.

Транспортные работы в сельскохозяйственном производстве, выполняемые внутри сельскохозяйственного предприятия являются внутрихозяйственными, а между сельскохозяйственными предприятиями, районными и областными предприятиями – межхозяйственными.

Объем тракторных перевозок ограничивается занятостью тракторов на выполнение основных сельскохозяйственных работ и стоимостью перевозок, которая выше, чем стоимость автомобильных перевозок в сельском хозяйстве и поэтому не превышает 22...27% от общего объема транспортных перевозок. Как правило, тракторные перевозки это те, которые не могут выполнить по своим техническим возможностям автомобили, поэтому, в основном, тракторные перевозки входят в транспортно-производственные процессы.

В связи с интенсивным развитием сельского хозяйства вплоть до 1990 года, перевозка грузов в сельскохозяйственном производстве из года в год увеличивалась. Так, в 1970 году масса перевезенных грузов составляла 4,5 млрд. тонн; в 1975 году – 5,9; в 1980 году – 7,8 и в 1985 году – 11 млрд. тонн и в 1990 году – 14,4 млрд. тонн.

Для выполнения возрастающего объема перевозок постоянно увеличивались поставки сельскому хозяйству автомобилей и автомобильных поездов, тракторов и тракторных прицепов, а также разрабатывались и выпускались новые сельскохозяйственные автомобилей и автопоезда, внедрялись методы повышения эффективности использования транспорта в сельскохозяйственном производстве. За последние пятилетки перед развалом СССР сельскому хозяйству было поставлено 4908 тыс. автомобилей, 5370 тыс. тракторов и 3200 тыс. тракторных прицепов, в результате парк грузовых автомобилей достиг своего максимального значения – 3020 тыс. шт.

Парк всех автомобилей в сельском хозяйстве был примерно в 2 раза больше парка автомобилей всех отраслей народного хозяйства вместе взятых. В то же время важно отметить, что типаж автомобилей, разработанных и выпускаемых автопромышленностью, не согласовывался сельским хозяйством, автомобилей сельскохозяйственного назначения не выпускалось, поэтому поставляемые автомобили, при работе в сельскохозяйственном производстве, имели небольшую производительность.

Для повышения эффективного использования автомобилей в сельском хозяйстве и улучшения транспортного обслуживания сельскохозяйственного производства были созданы крупные автотранспортные предприятия во всех сельскохозяйственных районах, а также подвижные автоколонны с количеством автомобилей не менее 100, которые могли перебрасываться из одной республики в другую на уборку урожая и заготовку сельскохозяйственной продукции.

Система обслуживания сельскохозяйственного производства подразумевающая централизованную доставку грузов по существу является формой обслуживания транспортом общего пользования в сельском хозяйстве и, как показывает опыт, это обслуживание было экономически оправдано и требовало дальнейшего совершенствования и развития.

В 1990 году общая масса перевезенных грузов составила 14420 млн. тонн грузов, а грузооборот 293959 млн.т-км. В том числе автомобильным транспортом перевезено 11222 млн. тонн или 78% и тракторным транспортом – 3200 млн. тонн или 22%. Из общей массы грузов перевезенным автомобильным транспортом навалочные и насыпные грузы составляют 7245 млн. тонн (64,6%), скоропортящиеся грузы – 463,0 млн. тонн (4,1%), наливные грузы – 505,9 млн. тонн (4,5%) и остальные 3006,1 млн. тонн (26,8%), подлежащие перевозке бортовыми автомобилями.

При расчетах данных за 1990 год годовая производительность на один списочный автомобиль в год была равна 755 тонн при этом использовались следующие транспортно-эксплуатационные показатели работы автомобилей:

• продолжительность работы в сутки – 9,5 ч;

• средняя дальность перевозки – 26,2 км;

• среднесуточный пробег – 186 км;

• использование парка – 65%;

• использование пробега – 51,5%;

• использование грузоподъемности – 98%;

• средняя техническая скорость -31,9 км/ч.

Общая потребность сельского хозяйства на 1990 год составляла 3020 тыс. грузовых автомобилей при средней грузоподъемности 5,1 тонны.

Из общего грузооборота, выполненного в 1990 году в сельском хозяйстве автомобильным транспортом, на автомобили грузоподъемностью до 2,0 т приходилось 2%, грузоподъемностью 2,1...5,0 24%, грузоподъемностью 5,1...8,0 т – 54% и грузоподъемностью более 8,1 – 20%.

Обеспеченность сельского хозяйства в 1990 году транспортными средствами, по расчетам, дала возможность провести основные сельскохозяйственные работы, связанные с транспортом, в сроки, близкие к оптимальным, что в свою очередь позволила сократить потери условно (по неуточненным данным 1991 года) зерна до 30% от общих потерь или 10 млн. тонн; сахарной свеклы до 70% или 7 млн. тонн; картофеля до 40% или 4 млн. тонн; овощей до 30% или 0,6 млн. тонн.

Исходя из этого, в 1990 году было получено дополнительно сельскохозяйственной продукции на сумму около 2,5 млрд. рублей (по закупочным ценам), а также были сокращены расходы, связанные с ежегодным привлечением около 600 тыс. грузовых автомобилей из других отраслей народного хозяйства на период уборки урожая.

Дальнейшее развитие сельского хозяйства должно было привести к увеличению объема перевозок, а следовательно, и к увеличению парка транспортных средств и численности людей занятых транспортными работами в сельскохозяйственном производстве, поэтому транспортное обеспечение предполагалось за счет увеличения производительности транспортных средств.

Повышение производительности возможно путем улучшения эксплуатационных показателей транспортных средств путем:

• повышения грузоподъемности за счет увеличения выпуска крупнотоннажных автомобилей, применения автомобильных поездов и улучшения дорог;

• повышения коэффициента использования грузоподъемности за счет подбора грузов оптимально заполняющих кузов и применения специальных кузовов;

• повышения технической скорости за счет улучшения конструкции (скоростности) автомобиля, улучшения дорог, лучшего крепления грузов и регулирования движения;

• уменьшения длины ездки с грузом за счет выбора оптимальных маршрутов и улучшения дорожной сети;

• повышения коэффициента использования пробега за счет применения автоматизированных систем управления транспортом, улучшения дорожной сети, приближения стоянок и пунктов заправки транспортных средств к объектам транспортных и транспортно-производственных процессов и организации пересменки водителей на линии;

• уменьшения времени простоя транспортных средств под погрузкой и выгрузкой за счет внедрения высокопроизводительных средств механизации погрузочно-разгрузочных работ, координации работ погрузочно-разгрузочных механизмов и транспортных средств. Улучшение эксплуатационных показателей возможно в результате совершенствования конструкции и улучшения эксплуатации транспортных средств. Совершенствование конструкции транспортных средств должно осуществляться работниками автопромышленности с учетом требований, выдвигаемых работниками сельскохозяйственного производства, занимающимися эксплуатацией автомобилей. Улучшение эксплуатации транспортных средств должно осуществляться работниками сельскохозяйственного производства.

Однако в результате реформирования народного хозяйства проведенного в 1985-1991 годах и последовавшего за этим развала СССР с заменой социалистической системы на капиталистическую, по сельскому хозяйству и промышленности был нанесен сокрушительный удар. Производство резко сократилось в связи с чем потребность в транспорте резко уменьшилась.

После 1991 года транспорт сельскохозяйственного производства существовал в основном за счет старых резервов (старых автотранспортных средств, машин и механизмов). Обновление парка автомобилей за эти годы было незначительным.

Несмотря на значительное снижение сельскохозяйственного и промышленного производства в условиях различных видов собственности и рыночных отношений значение автомобильного транспорта для сельскохозяйственного производства остается большим.

В этих условиях богатый опыт 1970-1990 годов по организации и использованию автомобильного транспорта в сельскохозяйственном производстве может быть успешно использован в современных условиях.

Основы методики выбора оптимального типа судна из наличного тоннажа
Задача выбора типа судна в организационных перевозках из наличного флота отличается тем, что определятся совокупность технико-эксплуатационных характеристик судна, его скорость, тип СЭУ, специализацию судна, грузоподъемность судна. С их учетом составляется вариантный ряд и оптимальным будет такой т ...

Расчет надёжности фрагмента сети
Зависимость надёжности во времени описывается с помощью математической модели надёжности – математического выражения, позволяющего определить показатели надёжности. Наиболее распространённой статистической моделью надёжности является экспоненциальная модель распределения времени до отказа, по котор ...

Отчисления на социальные нужды
Расчёт отчислений на социальные нужды, производится от фонда оплаты труда наземного персонала, рассчитанного на лётный час, и включает в себя: - единый социальный налог (ЕСН) – 26%; - дополнительные отчисления в пенсионный фонд – 14%. ЕСН (Ан-24) = 3304,41 * 0,26 = 859,14 руб. ЕСН (ЯК-40) = 3373,72 ...