Расчёт сцепления и коробки передач автомобиля ВАЗ 21213
ВАЗ-21213 и его модификации – легковые автомобили
повышенной проходимости. Все колеса – постоянно ведущие (неотключаемый полный
привод), есть режим блокировки межосевого дифференциала. Кузов – несущий, цельнометаллический,
сварной. Двигатель – четырехцилиндровый, рядный, бензиновый, четырехтактный;
расположение – переднее, продольное. На ВАЗ-21213 устанавливается карбюраторный
двигатель мод. 21213 рабочим объемом 1,7 л.
Рисунок 1 Габаритные размеры ВАЗ 21213
Двигатель, картер сцепления и коробка передач соединены
между собой и образуют силовой агрегат, который укреплен на автомобиле в трех
точках на резиновых подушках.
Двигатель - четырехтактный, карбюраторный, рядный, с
верхним расположением распределительного вала. По сравнению с автомобилем
ВАЗ-2121 повышена мощность двигателя, благодаря чему он стал лучше
приспосабливаться к изменениям нагрузки.
Система смазки двигателя - с полнопоточным масляным
фильтром.
Система охлаждения - жидкостная, закрытого типа. В систему
включен отопитель кузова, в который поступает жидкость из головки цилиндров и
отводится к насосу. Охлаждающая жидкость - специальная с низкой температурой
замерзания и высокой температурой кипения. Радиатор - алюминиевый с лучшей
характеристикой теплообмена и более технологичный, чем латунный радиатор у
ВАЗ-2121.
Система питания включает воздушный фильтр, топливный бак,
топливный насос и карбюратор. Топливный бак размещен под задним сиденьем.
Карбюратор снабжен высокоэффективным воздушным фильтром сухого типа с бумажным
фильтрующим элементом.
Карбюратор устанавливается типа "Солекс",
подобный применяемому на автомобилях ВАЗ 2108 - 2109. Такой карбюратор в
сочетании с бесконтактной системой зажигания обеспечивает снижение расхода
топлива.
Трансмиссия. Сцепление - однодисковое, сухое с
диафрагменной нажимной пружиной и гидравлическим приводом выключения. Коробка
передач - механическая, трехходовая, пятиступенчатая. Раздаточная коробка -
двухступенчатая трехвальная с межосевым блокируемым коническим двухсателлитным
дифференциалом.
Промежуточный карданный вал, соединяющий коробку передач с
раздаточной коробкой, имеет эластичную муфту и карданный шарнир равных угловых
скоростей. Карданные валы заднего и переднего мостов по концам с карданными
шарнирами на игольчатых подшипниках с прессмасленками передают крутящий момент
от раздаточной коробки к главным передачам мостов.
Главные передачи переднего и заднего мостов состоят из пары
конических шестерен со спиральными зубьями гипоидного зацепления. Дифференциалы
- конические двухсателлитные.
Подвеска передних колес - независимая, рычажнопружинная, с
витыми цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими
амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости.
Подвеска задних колес - жесткая балка, связанная с кузовом
одной поперечной и четырьмя продольными штангами, с цилиндрическими пружинами и
с гидравлическими телескопическими амортизаторами.
Рулевое управление - червячный механизм и трехзвенный
рулевой привод с одной средней и двумя боковыми тягами.
Тормоза. Передние - дисковые с подвижным суппортом. Задние
- барабанные с самоцентрирующимися колодками и регулятором давления. Привод
рабочих тормозов - ножной гидравлический, с вакуумным усилителем,
двухконтурный. Стояночный тормоз - ручной с тросовым приводом на колодки задних
тормозов.
Электрооборудование автомобилей выполнено по однопроводной
схеме, в которой отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии
соединены с "массой", выполняющей функцию второго провода.
Источниками тока в системе являются генератор переменного тока с встроенным
полупроводниковым выпрямителем и микроэлектронным регулятором напряжения и
свинцовая аккумуляторная батарея типа 6СТ-55. Для пуска двигателя применяется
стартер 35.3708.
Кузов автомобиля - несущей конструкции, трехдверный,
цельнометаллический. Корпус кузова представляет собой сварную конструкцию,
собранную из панелей, лонжеронов, поперечин, стоек и различных усилителей.
Боковые двери с передней навеской имеют два безопасных
стекла: переднее - поворотное с рукояткой и фиксатором, заднее - опускное с
приводом от ручки стеклоподъемника. Дверь задка навешена на кузов на двух
петлях и запирается замком. В открытом положении дверь удерживается
газонаполненными упорами. Порог задней двери опущен до уровня бамперов, что
облегчает погрузку и разгрузку грузов.
Ветровое и заднее окна с панорамными стеклами. Ветровое -
полированное, трехслойное, а заднее и боковые - закаленные.
Передние сиденья раздельные с откидными спинками и с
механизмом регулировки положения сиденья и наклона спинки. Заднее сиденье -
общее, складывающееся для образования грузовой площадки.
Рис.2 Устройство автомобиля. 1. Фара; 2. Передний фонарь;
3. Домкрат; 4. Радиатор; 5. Бачок омывателей ветрового стекла и фар; 6.
Двигатель; 7. Воздушный фильтр; 8. Расширительный бачок системы охлаждения; 9.
Аккумуляторная батарея; 10. Рычаг блокировки дифференциала в раздаточной
коробке; 11. Рычаг переключения передач; 12. Рычаг переключения передач в
раздаточной коробке; 13. Рулевое колесо; 14. Переднее сиденье; 15. Заднее
сиденье; 16. Бачок омывателя заднего стекла; 17. Основной глушитель; 18. Задний
бампер; 19. Задний тормоз; 20. Пружина задней подвески; 21. Задний амортизатор;
22. Поперечная реактивная штанга задней подвески; 23. Продольная реактивная
штанга задней подвески; 24. Топливный бак; 25. Задний мост; 26. Дополнительный
глушитель; 27. Задний карданный вал; 28. Бачок для жидкости гидропривода
тормозов; 29. Бачок для жидкости гидропривода сцепления; 30. Раздаточная
коробка; 31. Педаль сцепления; 32, Педаль тормоза; 33. Передний тормоз; 34.
Пружина передней подвески; 35. Передний мост; 36. Боковой указатель поворота;
37. Передний бампер.
сцепление автомобиль привод кинематический ваз
Таблица 1 Техническая характеристика автомобиля ВАЗ 21213